Mishanya (samiznaetekto) wrote,
Mishanya
samiznaetekto

Парижский метрополитен. Арт-нуво.

Метро в Париже открылось почти на 40 лет позже лондонского — 19 июля 1900 года. И открытие его было приурочено к Всемирной парижской выставке, главенствующим стилем которой был наимоднейший тогда арт-нуво. Развитие метро было стремительным, как и история появления. Парижскому метрополитену я не посвящал ни строчки на страницах своего жж. Общеизвестна любовь моя к ленинградскому и лондонскому метрополитенам, а теперь настало время парижского. Люблю я его именно за арт-нуво.


Станция «Marcel».

Строительство первой линии было завершено в рекордно короткие сроки — 20 месяцев. Работы были начаты 4 октября 1898, а уже 15 июня 1900 был пущен первый пробный поезд. Большинство из существующих сегодня линий и станций в центре были построены уже к началу первой мировой, то есть пару сотен за полтора десятка лет. Особенностями парижского метрополитена являются короткие перегоны между станциями, большая плотность сети в центре города и оформление первых станций в стиле арт-нуво дизайнером Эктором Гимаром. Вот об оформлении входов на первые станции метро мне и хотелось бы сегодня рассказать. Позволю себе лишь пару открыточных видов входов на станции в стиле арт-нуво и небольшое вступительное слово, а потом поделюсь статьёй уважаемого moscowhite без купюр и уточнений.

«Папой» парижского метро является Фюльжанс Мари Огюст Бьенвеню, гениальный французский инженер. Проект метро он сам же и разработал, а затем на протяжении 35 лет руководил его осуществлением. 6 декабря 1932 года, в возрасте 80 лет, Бьенвеню вышел на пенсию, когда в Париже насчитывалось уже 300 станций метро. Но кроме инженерной постройки и обустройства немаловажную роль играет внешний вид станци и наземных павильонов.


Станция «Gare de Lyon».

Считается, что главный приз в конкурсе эскизов для павильонов парижского метро получил некий безвестный архитектор (в некоторых источниках упоминается «архитектор Дэрэ», но такой исторической личности мне найти не удалось), но парижская мэрия отклонила его проекты, и работа была поручена Гимару. И случилось это, прежде всего, благодаря тому, что президент административного комитета метрополитена, банкир Адриан Бенар, симпатизировал стилю арт-нуво в целом и манере Гимара в частности. Сейчас сложно представить себе Париж без чугунных, цвета бронзовой патины, павильонов метро. Историки искусства единодушны в том, что павильоны — шедевр пластики, а парижский арт-нуво часто называют «стилем метро».

Наземных павильонов было четыре вида, сохранились лишь три из них: «с фонарями», где вход в метро украшен двумя длинными чугунными стеблями, завершенными бутонами — красными фонарями, которые сплетаются над надписью «Метрополитен», выполненной «оплывающим» шрифтом в стилистике арт-нуво (как на первой фотографии выше); «простой», где лестницу опоясывает литая решетка (увидим дальше в тексте); два типа павильонов с крышами — такой, как на второй фотографии и «закрытый», к сожалению, не сохранившийся. Давайте же уже перейдём к самому интересному.



Ан нет, позволю себе ещё на минуту удержать ваше внимание своими измышлениями. Кроме подземных участков были и надземные, на эстакадах. Правда ведь в проекте инженеров Вернера и Балинского в их «устройстве метрополитена на эстакадах» 1902 года читаются Парижские мотивы?


Проект станции «Таврический сад», иллюстрация из газеты «Строитель», номер 19-24 за октябрь-декабряь 1902 года.

Сравним с Парижем. Кстати, под путями на эстакадах предполагалось устраивать склады, магазины:


Станция «La Villette (Rond-Point de)», Линия 2


Станция «Allemagne»

Ну а теперь, наконец, слово moscowhite и его статье PARIS Vol. 10 — АРТ НУВО (авторская орфография и пунктуация сохранена):
Скажу прямо: увидеть своими глазами всамделишные гимаровские входы в митро, этот апофеоз Арт Нуво, исполненный в предельно функциональных сооружениях на высочайшем художественном уровне - это вообще может быть одним-единственным мотивом скататься в Париж. И что, граждане, любопытно - все это великолепие, вот это самое мировое культурное наследие, мы получили практицки случайно.

Вообще-то конкурс на строительство наземных павильонов, который проводила компания CMP в 1899 году, выиграл другой архитектор - Анри Дюрэ. Но чтобы угодить городским властям, боссы CMP пошли на рокировку - предложили кандидатуру муниципального архитектора Жана-Камилля Формижа, а уж он, в свою очередь, порекомендовал Эктора Гимара. Тут-то гений и развернулся. На этом месте обычно принято писать про растительные мотивы и бла-бла-бла, но эту часть я намеренно опускаю - не слепые, чай :) Фтыкаем в фотке с антиресными подписями.

Один из двух типовых выходов - так называемый "Эдикюль".


В 1974 году он был перенесен со станции "Отель Де Вилль" (на старом фото выше) на небольшую уютную площадь Аббесс на Монмартре.






Вот так выглядел выход со станции "Аббесс" в начале XX века.


Типовой "Эдикюль" номер 2.


Единственный оригинальный остался на "Порт Дофин" (это жуткая пердь, туда я тупо заленился ехать), а вот в центре, на "Шатле" - увы, лишь поздняя реплика.






В случае со вторым, открытым типовым выходом без разговоров о растительных мотивах не обойтись - эти прекрасные фонари-бутоны, фактически, стали символом парижского митро.


Этих осталось по всему городу - жепой ешь.


В 2006 году компания RATP подарила один такой выход московскому митро. Смотриццо в наших городских ландшафтах несколько диковато, да и пооблез он малость, но все равно приятная изюминка, как ни крути.


Упрощенный открытый вариант.




А сейчас переходим к самому интересному - на самом деле, два самых великолепных гимаровских входа французы похерили при реконструкции еще в 1960-е (москвалюбы, ау!). Это были наземные павильоны станций "Бастилль" и "Этуаль".




После Первой мировой компания Nord-Sud разработала свои собственные типовые проекты выходов. Они не такие впечатляющие, как у Гимара, но все равно оч приятные.








В 1920-е по заказу Nord-Sud архиектор Дервэ разбработал строгий неоклассический вариант, очень похожий на некоторые детали уличного оформления Нью-Йорка начала ХХ века.


Ну, и напоследок - давно закрытый вход на заброшенную станцию "Сен-Мартен", оформленный в стиле "Belle Epoque". До новых встреч в паришском митро!



Полезные ссылки:

Tags: Париж, метро, не моё, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments