Mishanya (samiznaetekto) wrote,
Mishanya
samiznaetekto

ЯТБ-3: ещё раз про красивый двухэтажный троллейбус.

Вспомнив про ЯТБ-3 нельзя не вспомнить замечательный фильм «Шпион», который я регулярно привожу в пример, когда говорю про сталинскую архитектуру. Там мой, наверное, самый любимый представитель городского общественного транспорта присутствует. Но так как троллейбус этот до наших дней не дожил, то для съёмок его пришлось построить заново.

Троллейбус для фильма «Шпион» не то что «от балды» сделан был. Люди старались, естественно, но исторической точности добиться им не удалось. Не такая «морда», количество дверей соответствует только первым нескольким троллейбусам. Вот как выглядел троллейбус (якобы ЯТБ-3, конечно) на съёмках фильма:


Изображение из статьи про съёмки фильма «Шпион». Очень интересная статья, кстати.

В статье говорится, что «троллейбус» якобы переделан из автобуса. Но мне кажется, что он очень похож на другой Ярославский троллейбус, одноэтажный ЯТБ-1 1936-го года. Вот так он выглядел:


Художник А. Захаров, журнал «За рулём» за июнь 1979

Приглядитесь, ну ведь такая же покатая «мордочка»? Вопрос только в количестве осей и боковых дверей. Кстати, в январском номере журнала «За рулём» за 1937-й год пишут, что англичане специально собирали троллейбус для Советского Союза. До того, как я прочитал это в журнале лично, я был уверен, что имело место простое заимствование удачного образца. Хотя кто его знает по прошествии лет, какую долю правды писали газеты и журналы в 1937-м году. Вот иллюстрация из того номера со схемой троллейбуса и расположением мест на обоих этажах:


Журнал «За рулём», январь 1937 года

Итого, основное отличие, бросающееся в глаза — две оси на «киношном» троллейбусе и три оси на настоящем ЯТБ-3. С количеством дверей для входа и выхода пассажиров не так всё однозначно. На оригинальном английском была одна, задняя дверь. Да и не дверь даже, а проём, если уж совсем быть точным. На первых советских троллейбусах тоже было по одной двери. Позднее, кстати, на ЯТБ-3 будет по две двери вместо одной, ибо пассажиропотоки Москвы и Лондона даже в час пик катастрофически разнились — у нас было больше народу.

Ещё немного красивых картинок с троллейбусами. Вон, самый первый советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 с номером 1001:


Фото из книги «ХОЗЯЙСТВО ВЕЛИКОГО ГОРОДА», издательство Московский рабочий за 1938 год.

Строился этот первый ЯТБ-3 с 10.1937 по 06.1938 на Ярославском автомобильном заводе.
Поступил в Москву 24.06.1938.
24.06-07.07.1938 проходил обкатку на 1-м маршруте без пассажиров.
20.07-07.08.1938 проходил стационарные испытания.
07-15.08.1938 проходил ходовые испытания. С 09.1938 в регулярной пассажирской эксплуатации.

А вот наш герой в замечательном фильме «Подкидыш»:




«Подкидыш» производства киностудии «Мосфильм» 1939 года, режиссер Татьяна Лукашевич, cценарий Агнии Барто и Рины Зеленой.

Цветной скриншот снимал сам, увидев чёрно-белый в статье про троллейбусы. Ну и в завершение темы ещё две картинки из прошлого:


ЯТБ-3 № 1010. Ефремов И.С. «Троллейбусы», часть I, 1951 г.

Последний советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. Выпущен 28.02.1939. В 05.1940 оборудован второй дверью.

И ещё раз красавец ЯТБ-1, предположительный донор для «киношного» двухэтажного автобуса:


Журнал «За рулём», январь 1937 года

Ну и в заключение Список подвижного состава ЯТБ-3 с датами выпуска и фотографиями. И спасибо Игорю id77, отвечая на комментарий которого в предыдущем посте я, практически, написал этот пост.
Tags: Москва, обзор, транспорт, троллейбус, фото, ятб1, ятб3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments