Mishanya (samiznaetekto) wrote,
Mishanya
samiznaetekto

Небоскрёб на Московском: ещё одна новая «сталинка».

Увлечения мои совершенно не приносят никаких дивидентов. Ещё бы, какое материальное вознаграждение можно получить, увлекаясь архитектурой, метрополитеном, нумизматикой и ретро-автомобилями? Причём нумизматика и ретро-автомобили для меня существуют в плоскости «знать если не всё, то многое», а не «владеть если не всем, то многим». Но не материальным лишь только мы живём, а и духовным.

Посему, зная мой интерес к бумажным деньгам и их дизайну, меня зовут в закрытый пока ещё для широких масс музей Гознака «История денег» и консультируют потом по интересующим меня вопросам. Друзья из «Ретробаса» показывают процесс восстановления двух Икарусов-55, дают понажимать на кнопочки открывания дверей в «Икарусах» и катают на ЛАЗах и ЛиАзах. Телевизор вспоминает обо мне ежегодно накануне очередной годовщины открытия Ленинградского метрополитена, а руководство Метрополитена приглашает поучаствовать в оформлении нового Музея Петербургского метрополитена. Многочисленные же друзья зовут посмотреть снаружи и изнутри строящиеся здания в любимом мною «неоклассицизме». Так было в прошлом году со зданием на улице Победы, 5. Так было на прошлой неделе со зданием Форт Тауэр на Московском проспекте у метро «Электросила».



Строящуюся громадину у самого павильона метро я заметил ещё год назад. Выйдя из вестибюля подсознательно повернул налево, в сторону строящейся «сталинки». Первая ассоциация — МИД в Москве. Или неосуществлённый проект Центрального дома Аэрофлота гениального Чечулина в той же Москве. Ну сами сравните:


Проект здания МИДа, 1948 год.

Административное здание на Смоленской площади, она же «высотка МИД», строившееся с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Непривычно видеть МИД без шпиля? Вот и мне тоже. История про башенку на МИДе, наверное, одна из самых живучих архитектурных легенд Москвы. Рассказывают, что в первоначальном проекте никакого шпиля не было. Но когда высотка была уже почти построена, мимо проезжал Иосиф Виссарионович Сталин и сухо заметил, мол, красивое здание (хорошая новость для архитекторов), осталось только шпиль поставить (плохая новость). По легенде, архитекторы были в ужасе, потому что под весом шпиля здание бы обрушилось. В итоге нашли выход: чтобы шпиль был легче, но вписался в архитектуру, его сделали железным и покрасили под камень.

Первым моим вопросом на объекте было «башенка будет»? Вопрос был несколько специфичен, я это не учёл. Ответ зато был однозначен: башенки не будет.

Продолжаем ассоциативный ряд. Вот непостроенный Дом Аэрофлота в неосуществлённой «Новой Москве»:



Не похож? А вот так если, ночную картинку с соответствующим ракурсом:



Скажете, что и так не похож? Тогда возьмёмся за проекты и чертежи:


Здание Аэрофлота, Дмитрий Николаевич Чечулин, 1934


Форт Тауэр, фасад, Цыцин С. В. и Шаров А. В., 2009


Форт Тауэр, разрез, Цыцин С. В. и Шаров А. В., 2009


МИД, проект архитекторов Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса, 1940-е

Возвращаясь к башенке на МИДе: даже чертежи, опубликованные в книге 1952 года издания, то есть за год до того, как достроили высотку МИДа, изображают каркас здания, в котором нет даже намека на конструкции шпиля. Один из этих чертежей мы только что видели.

Немного сухих фактов: проект здания появился в 2009 году, заказчиком выступало ЗАО «ВТБ-девелопмент». Планировочное решение, интерьеры комплекса и автор-разработчик всего проекта — "Архитектурная мастерская Цыцина", руководитель Цыцин С. В. Архитектурная концепция и фасады — "Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова«, руководитель Шаров А. Г. Позднее к проекту «приложили руку» и другие известные петербургские и иностранные архитектурные студии. В 2012 году было выдано разрешение на строительство здания, состоящего из основного разноэтажного блока высотой 4, 6, 18 и 21 этажей. В 2013 году «Форт Групп» становится новым заказчиком строительства, проект дома остаётся практически без изменений: два этажа подземного паркинга, сваи на 50 метров вниз и 80 метров коммерческой недвижимости вверх.

Кстати, про сваи. На глубине 35 метров под зданием располагается станционный зал и станционные тоннели станции метро «Электросила». Точнее, сама станция чуть в стороне, а вот наклонный ход с эскалаторами аккурат под зданием. Над наклонным ходом возведено некое подобие моста в фундаменте, чтобы нагрузка распределялась равномерно. И невысокая шестиэтажная часть здания находится над наклонным ходом, а основная часть несколько в стороне. Проектировало это непростое решение ООО «Петер-ГИБ». По словам генерального директора Сергея Николаевича Сотникова задание было непростое:

« — Мы предусмотрели всё, но, конечно, очень переживали из-за наклонного хода метро, поскольку и для нас, и для города проект является в этом смысле уникальным. Однако все прошло по плану. Под плиту ростверка высотной части были предусмотрены сваи диаметром 880 мм и длиной 50 м, несущая способность свай — 1000 т. Наиболее ответственным этапом работ был выбор ограждения котлована шестиэтажной части МФК в зоне наклонного хода. Нами было принято решение о применении массива закрепленного грунта по технологии Jet Grouting шириной от 3,5 м до 5,7 м и вертикальными откосами высотой 4,5 м и 8 м, этого до нас еще никто не делал. По этой же технологии была спроектирована диафрагма над наклонным ходом толщиной 2 м, для предотвращения „всплытия“ дна котлована при откопке и, как следствие, деформаций наклонного хода. Основной подземный объем по периметру МФК, кроме этой части, огражден „стеной в грунте“ длиной 25 м.»

Про вестибюль, станцию и наклонных ход уже столько раз сказал, а вот как это выглядит в разрезе, правда, на примере станции «Площадь Восстания». Спасибо замечательному детскому иллюстратору Тимофееву Александру Васильевичу за эту и остальные кратинки в замечательной книге.


«Сто историй о подземном городе», Лениздат, 1987 год.

Про сложность работ по возведению здания над наклонным ходом говорит и Сергей Цыцин, один из главных разработчиков здания:

« — Была спроектирована специальная консоль высотой 11 м, благодаря которой полностью разгрузили давление на тоннель. Что касается семиэтажной части здания, мы добились того, чтобы вес надземной части строения был абсолютно равен весу извлекаемой земли над тоннелем. Для разгрузки наклонной части тоннеля нами также были разработаны специальные мосты. Таким образом мы максимально снизили влияние стройки на очень сложные сооружения метрополитена, выполнив тем самым жесткие требования Ленметрогипротранса и Метрополитена. Кстати, надо сказать, что для Петербурга свойственны станции метро глубокого заложения. "Электросила" — исключение. Это была самая сложная, невидимая часть нашей работы. Выполненные нами решения вызывают у меня чувство гордости, и я считаю, что мы там справились со всеми задачами на отлично.»

Добавлю, что «Электросила» если и исключение, то далеко не единственное. Наш город действительно впереди планеты всей по средней глубине заложения станций метро.

В августе 2014 началось строительство. Вот фотография, сделанная 21 августа 2014 года:


Автор фотографии Steve_G

Здание возвели за полтора года. Вот на таком примерно уровне постройки я обратил на него внимание во второй половине 2015 года.


Evgeniy83, 5 октября 2015 года


Строительство административного здания на Смоленской площади, Москва, 1951.

Архитектурный стиль в описании здания на сайте проекта теперь определяется не как сталинский ампир, а как «современный неоклассицизм». Как и что строили бы сейчас великие зодчие 30-х — 50-х годов XX века, обладай они техникой и технологиями начала XXI века? Согласовал бы главный архитектор города Лев Александрович Ильин в 30-е, Николай Варфоломеевич Баранов в 40-е или Валентин Александрович Каменский в 50-е годы проект Форт Тауэра? Наверняка бы он назывался «Административное здание у завода Электросила». Современные архитекторы постарались взять всё лучшее из ставшей уже классикой советской школы архитектуры.

Послушаем создателей здания: «Симметричная конфигурация отдельных объёмов здания и рисунок фасадов повторяют приемы градостроительства 30-х — 40-ых годов XX столетия, так называемой „сталинской архитектуры“. Благодаря этому новый объект достаточно органично включён в сложившуюся стилистику исторической среды Московского проспекта — одной из главных транспортных магистралей города. Центральная композиция, мощный облицованный камнем шестиэтажный объём, подчёркнутый пилонами и развитым карнизом, поддерживает линию существующей застройки. Ввысь стремится более легкая, остекленная часть комплекса, в облицовке которой использованы современные качественные материалы.

Структура характерна для планировочного решения зданий такого назначения: два подземных этажа — автостоянка и технические помещения, первый этаж — торговые помещения и входная зона для делового центра, весь второй этаж отдан под помещения общественного питания, начиная с третьего по двадцать первый этажи — офисы.»

Исключением является 7-й этаж: он не виден с поверхности земли из за карниза 6-го этажа и является техническим. На сайте комплекса можно посмотреть планировку всех этажей, кроме, естественно, технического. Здесь, на седьмом этаже, расположены системы кондиционирования, отопления и охлаждения, системы контроля доступа и видеонаблюдения, другие служебные помещения.



До того, как я сюда пришёл на экскурсию, про комплекс я ничего не читал, поэтому вопрос про то, как будет выглядеть это всё внутри у меня не появился, а надо бы. Данные о разработчиках интерьера разнятся. Журнал «Строительство Технологии Организации» сообщает, что над проектом Fort Tower работали не только российские, но и иностранные компании. В частности, разработка проектов общественных зон и офисного пространства была выполнена известным британским архитектурным бюро Chapman Taylor. Директор бюро Рамчандра Хативада:

« — Что представляет собой авторский проект, по которому планируется оформление общественных зон высотки?



— Применение мотивов ар-деко стало ключевой особенностью дизайна интерьеров общественных зон Fort Tower. Этот стиль, ставший визитной карточкой классических американских небоскребов 30-х годов XX века, сочетает в себе элегантность и функциональность, изысканную роскошь и технологичность. Нашей главной целью было создать качественное пространство для сотрудников и посетителей. Критерии качества среды проявляются в эстетике, эргономике и функциональности пространства, а также в применяемых материалах и в формируемых с их помощью деталях и поверхностях.

— Внешняя архитектура Fort Tower представляет собой неоклассицизм. Какого подхода требует этот стиль к организации внутреннего и внешнего окружающего пространства?

— Неоклассицизм требует очень осторожного обращения с масштабом и пропорциями. Все элементы пространства должны быть соразмерны человеку, не подавлять его. Это касается как внутренней, так и внешней среды. Все фасады здания прекрасно вписаны в окружающую среду и городской пейзаж и сочетают в себе комбинацию различных элементов, подобранных определенным образом.»

А вот видение внутренних интерьеров от отечественно производителя. Люстр из ДК 3-й Пятилетки здесь не будет:



Сегодня идёт отделка внутренних помещений, монтаж и проверка лифтов, заливка лестниц, монтаж оборудования на 7 этаже. Полным ходом идёт обустройство холла и остекление крыши.



Практически все этажи бизнец-центра будут иметь свободную планировку по периметру здания с лифтовым холлом и двумя лестницами в центре — это планировку видно на поэтажных планах.



В окна, выходящие на север, прекрасно видно здание Администрации Московского района, «Московский Райсовет», архитектор Игорь Иванович Фомин, 1935 год, поздний конструктивизм и ар-деко.

«Все помещения арендованы, свободных участков не осталось», говорят представители Fort Group. «Реклама нам не нужна. Было приятно позвать в гости людей, которым действительно интересно, что и как строят в нашем городе».

А Чечулин свой проект 1934 года всё же воплотил, правда почти через полвека. Взяв за основу здание Аэрофлота он спроектировал в 1965 и построил в 1979 Дом Советов РСФСР, который всем сейчас известен как Белый Дом в Москве — Дом Правительства Российской Федерации.


Дмитрий Николаевич Чечулин у макета здания Дома Советов РСФСР.

Если у вас есть какой-нибудь интересный музей на примете или здание интересное — зовите, с удовольствием приду и посмотрю. Ну или зовите что-нибудь рассказать, это я тоже умею.

[Список использованной литературы]
http://stopress.ru/archive/html/STO_0538_SENTYABR_2015/CHAPMAN_TAYLOR_AR-DEKO_DLYA_FORT_TOWER.html
http://stopress.ru/archive/html/STO_0538_SENTYABR_2015/PETER-GIB_MI_NE_SPALI_PO_NOCHAM.html
http://stopress.ru/archive/html/STO_0538_SENTYABR_2015/DOROGOE_ZELENOE_STROITELSTVO__ETO_MIF.html
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1212091
http://wikimapia.org/#lang=en&lat=59.879821&lon=30.318859&z=18&m=b&show=/21018812/ru/Строительство-МФК-«Fort-Tower»
http://museum.shostka.org/publ/historical_works/4-1-0-19
http://fortgroup.ru/our_business/bisness_centres/294/
http://forttower.ru/
http://www.dp.ru/a/2016/03/17/Stil_proverennij_vremen/
Tags: архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments