Mishanya (samiznaetekto) wrote,
Mishanya
samiznaetekto

«Невский проспект» и «Гостиный двор»: выходы на поверхность. Старые фотографии, часть 3.

Сегодня мы начнём рассматривать фотографии Ленинградского метрополитена со станции, на которой остановились в прошлой части. Только немного схитрим и рассмотрим сначала второй выход из неё. А вообще, этот выход на канал Грибоедова был построен одновременно для двух станций — открывавшегося «Гостиного двора» и открытого нескольими годами раньше «Невского проспекта».


Строительство наклонного хода и выхода «Невский проспект — II», 1965–1966 годы.

Перед нами строительство выхода на набережную канала Грибоедова. Это центр музыкальной жизни Петербурга «Дом Энгельгарда», отреставрированный и восстановленный всего два десятка лет назад, был разобран и ещё раз отстроен заново во второй половине шестидесятых.


Фотография конца 1941 — начала 1942 года.

«Год 1941, 21 ноября 18 час. 45 мин. Прямым попаданием авиабомбы разрушен дом № 30 по Невскому проспекту. Убиты 37 человек, 83 ранены.»


Фотография конца 1941 — начала 1942 года.

В очаге поражения работали: медико-санитарная и аварийно-восстановительные команды 27-го участка, дружина Красного Креста и пожарные команды района. Руководили работами начальник штаба 27-го участка старший лейтенант А.И.Левтеев и заместитель начальника инженерного отдела штаба Ленинграда К.Ф.Горшков." (С.575 Источник: По сигналу воздушной тревоги. Сборник. Составитель О.М.Смирнова, Лениздат,1974 г. — 608 с.)

Дом на проспекте 25-го Октября, поврежденный взрывом авиабомбы, замаскирован фанерой: нарисованы окна и карнизы.


Дата съемки 28 мая 1942. Автор съемки Капустин Владимир Илларионович


Аннотация: Вид проспекта 25-го Октября в районе от Казанского моста до Думской улицы. Дата съёмки: лето 1941г. Место съёмки: Ленинград. Автор съёмки Нордштейн Семен Григорьевич


«Строительство и архитектура Ленинграда», №? 1965. Сроки «просрочили». Выход был открыт 30 апреля 1967 года.

Выход построили. И почти сразу же к нему приклеилось прозвище «Климат». Вот что нам говорит «Неформальная география»: Климат — выход из метро «Невский проспект» на канал Грибоедова.


«Климат», фотография 1975 года.

Обратим внимание на левый край фотографии: мы видим строительный забор и пустоту вместо углового здания Невский проспект, 27 / набережная Канала Грибоедова, 18–20. На этом месте должен находиться Дом Милютина. Буквально во время написания этого поста мне попалась интересная фотография Невского проспекта, на которой этот дом отсутствует. Да и комментарии моих дорогих читателей с вопросами и исследованиями заставили меня добавить ещё несколько фотографий.


Фотография 1972 года

На форуме были приведены две фотографии угла Невского и канала Грибоедова: одну сделал немецкий турист в 1972 году, и на ней угловой дом есть (фотография выше); другую — американский турист в 1973, и дома уже нет.


Фотография 1973 года, сделанная David Cardiff. Временный забор справа нам знаком по фотографии «Климата».

По словам одного из участников форума, «этот дом разобрали, а потом построили полный „макет“ с сохранением внутренней планировки на новом фундаменте, подняв его примерно на полметра — с тем, чтобы цоколь был на той же отметке относительно уровня мостовой, что при изначальной постройке». Вот такая интересная история может быть раскручена из одной единственной фотографии.

Ни для кого не секрет, что при сооружении наклонного хода, того самого тоннеля, в котором установлены эскалаторы, приходится разбирать здания. А дальше два вариант — либо здание восстанавливается в том же или похожем виде, либо выстраивается совершенно новое сооружение.

В истории нашего метро присутствуют все варианты: частично демонтированное здание было восстановленно в максимально приближенное к оригинальному состояние (например, «Невский проспект −2», рассмотренный выше); строится похожее визуально, но являющееся «новоделом» («Адмиралтейская», «Невский проспект-1»); строится совершенно другое здание, но сопоставимое с окружающей застройкой так или иначе («Технологический институт», «Лиговский проспект»); на месте демонтированных объектов строится только вестибюль («Площадь Восстания», «Площадь Мира», «Чернышевская»).

Восстановленное здание мы подробно рассмотрели, теперь изучим «новоделы» на месте исторических зданий. При строительстве выхода на Михайловскую улицу станции «Невский проспект» были снесены Портик Руска, Перинные ряды и Часовня Христа Спасителя, она же Часовня Спаса Нерукотворного.

Точнее, часовня была снесена раньше — ещё 1929 г. по требованию общества «Старый Петербург — Новый Ленинград» с формулировкой"уродливая«.


Открытка конца XIX века.

Закладка же часовни состоялась 22 июля 1860, освящение — 12 ноября 1861, автор Алексей Максимович Горностаев, знаток древнерусской архитектуры. Часовня была построена в «русском стиле». Невысокое шатровое завершение опиралось на двенадцать закомар, расписанных поясными изображениями святых. В часовне находился трехъярусный иконостас. Бронзовые двери были отлиты на петербургской фабрике Ф. Шопена. Она была очень популярна у горожан, однако, как упоминалось выше, в конце 20-х годов её снесли. Было решено, что часовня нарушала единую архитектурную композицию этой территории, поскольку в отличие от неё все остальные здания здесь были выполнены в классическом стиле.


Разносчики газет, 1902 год.

По этой территории в первой половине XVIII века протекал так называемый Глухой проток. В середине этого же столетия он был засыпан, и на его месте появилась Думская улица. В конце XVIII века на средства богатых купцов здесь были возведены Перинные ряды. Название это образовалось оттого, что на этих рядах осуществлялась продажа птичьего пера. Надо отметить, что еще с допетровских времен в России действовал такой порядок — тот или иной товар продавался на специально отведенной территории, в определенном «ряду». Так, например, вдоль Невского проспекта в Большом гостином дворе располагались Суконные ряды.

Уже в начале XIX века к торцу Перинных рядов по проекту архитектора Луиджи Руска пристроили монументальный шестиколонный дорический портик. Теперь он напоминает нам о несохранившихся Перинный рядах. И ряды, и портик, и часовню хорошо видно на фотографиях начала XX века.


Фотография начала XX века.


Фотография 1929.

1929 год, Часовня снесена, Портик и Перинные ряды в первозданном виде. В 1936 —1940 их ждёт надстройка и реконструкция.


1962 год.

В 1962 году в связи со строительством метро простоявший на этом месте полтора века Портик Руска сносят, а Перинные ряды потихоньку разбирают. На фотографии выше уже закончен демонтаж портика. Редкий вид — здесь ещё можно увидеть, как выглядели Перинные ряды после реконструкции конца тридцатых годов.

Перинную линию полностью снесли не найдя в ней архитектурной ценности. Да и часть уже была снесена из-за строительства. Посчитали нецелесообразным оставлять «обрубок».


1962 год, строительство наклонного хода.


1962 год, монтаж эскалаторов в наклонном ходе.


1962 год, монтаж эскалаторов в наклонном ходе.

Станцию построили и торжественно открыли 1 июля 1963 года в составе участка "Технологический институт" — "Петроградская«. Кстати, при строительстве станционного узла «Невский проспект» было предложено несколько вариантов выхода на поверхность. Один из них предполагал снос костёла святой Екатерины. Вместо уничтожения костёла в итоге решили пожертвовать Портиком и Перинными рядами. При сооружении наклонного хода строители наткнулись на русло подзеиной реки Кривуши. Загнанная в котлован, она чуть было не разрушила всё построенное. Тем не менее, строители справились с работой даже раньше срока.


1977 год.

При строительстве узла "Невский проспект" — "Гостиный двор" станции впервые расположили перпендикулярно друг другу. Таким образом, переход между ними сократился до минимальных размеров, а выходы с двух станций на канал Грибоедова можно было объединить в один вестибюль. Более того, первые подземные переходы в городе были построенны именно здесь. Вот они, совмещённые со входом на станцию, на фотографии выше.

К 50-летию Октябрьской революции на проспекте у начала Думской улицы, на месте снесённого Портика, установили большую электрифицированную карту Октябрьского вооруженного восстания 1917 года. За ломанные очертания горожане прозвали ее «гнилым зубом».


1967 год.

В 1971 — 1972 годах по проекту архитектора М. И. Толстова монументальный Перинный портик был заново отстроен с несколько измененными пропорциями. В небольшом здании тогда открылись театральные кассы.


Фотография 1971 года.

В начале 2000 годов отстроили заново и Перинные ряды. К сожалению, они не имеют ничего общего с «оригинальными» Перинными рядами и не заслуживают подробного рассмотрения.

И наш рассказ был бы не до конца полным без ещё одной фотографии строительства выхода на «Невского проспекта» / "Гостиного двора" — обратите внимание на временные технические сооружения над каналом Грибоедова:


Фотография второй половины 1960-х годов, фотограф неивзвестен.

Мы рассмотрели несколько новостроев вместо исторических зданий. А Ещё один новострой мы видим теперь на месте здания на углу Малой Морской и Кирпичного переулка — наземный вестибюль станции метро «Адмиралтейская». Как написал в своей статье про дом-вестибюль Сергей Бабушкин «его вполне можно назвать одним из самых невезучих домов Питера». Вот про вестибюль и станцию и поговорим в следующий раз.

[Список использованной литературы]http://www.noblesoul.com/orc/bio/pics1.html
https://vk.com/album-998865_101677841?rev=1
http://ru-metro.livejournal.com/3524198.html
https://pastvu.com/p/204044
http://babs71.livejournal.com/645391.html
http://speleologu.ru/news/item/f00/s03/n0000347/index.shtml
http://kleomen.livejournal.com/38194.html
http://piteropen.ru/geo/geo.html
http://www.citywalls.ru/house2372.html
http://www.citywalls.ru/house1804.html
http://www.citywalls.ru/house1993.html
https://picasaweb.google.com/107050207839200067495/Russia1973AIFSTour?fgl=true&pli=1#5366980290865216018
https://picasaweb.google.com/110159093601245252285/HTSuHC?authkey=Gv1sRgCM6pr7aZ36OO0AE&noredirect=1#5821527669278202562
https://pastvu.com/p/125583
http://www.etoretro.ru/pic31664.htm
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=9807&prevloaded=1&rid=1163&S=ef99125482cf3369937c8289d7b2a090&start=40


А пока всё.

Цикл статей о Ленинградском метро:

Сталин на «Нарвской» и не только: как это было. Часть 5.
Невско-Василеостровская линия: проектирование и строительство. Часть 4.
«Невский проспект» и «Гостиный двор»: выходы на Михайловскую улицу и набережную Канала Грибоедова. Часть 3.
От «Фрунзенской» до «Петроградской»: по земле и под землёй. Часть 2.
Первая линия Ленинградского метро: строительство и утраты. Часть 1.
Tags: Ленинград, история, метро, обзор, фото, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →