Mishanya (samiznaetekto) wrote,
Mishanya
samiznaetekto

Первая линия Ленинградского метро: строительство и утраты. Старые фотографии, часть 1.

15 ноября 2014 года нашему метрополитену исполнилось 59 лет. А 2015 год будет и вовсе юбилейным. Намечены большие торжества, ретро-поезд, полная реконструкция музея метрополитена и много других интересных проектов. Полным ходом идёт строительство нескольких станций на разных линиях, обкатываются новые составы и вообще всё хорошо.


Завершение отделочных работ на станции «Нарвская», 1955 год. Фотограф неизвестен.

Давайте посмотрим, каким наше метро было 60 лет назад. Иногда это более чем интересно, ибо некоторые детали не сохранились, некоторые станции подверглись реконструкции и потеряли не только свой первоначальный вид, но и конструктивно стали другими. Кстати, небольшой вопрос: какая станция меняла свой облик больше, чем другие?

Станция «Нарвская». Площадь вокруг Нарвских ворот ещё не оформлена, пешеходного перехода к ней тоже ещё нет. Подозрительно приоткрыта боковая дверь в вестибюль, а рядом какая-то куча мусора. Люди слишком легко одеты для ноября 1955 года, из чего напрашивается вывод, что фотография снята ещё до открытия метрополитена.


Ленинград. Метрополитен имени В. И. Ленина. Госфотокомбинат «ЛЕНФОТОХУДОЖНИК». Фото Б. Уткина. М-51501, зак. 313, тир. 50 тыс., 1955 г. цена 75 коп. Открытое письмо.

Станция «Площадь Ленина» с люстрами, которых больше нет. Сейчас по всему периметру зала используются светильники, скрытые за карнизами пилонов. Светильники эти были изначально, однако сразу после открытия станции в составе второго пускового участка первой линии метрополитена в 1958 году в центральном зале на своде висели оригинальные люстры. Впоследствии они были сняты, и дальнейшая их судьба неизвестна.

Снятый в 1959 году диафильм «Второй в Союзе».

Видно эти люстры и на фотографии в № 1 журнала «Архитектура и строительство Ленинграда» за 1959 год:


Станция «Автово». Ещё нет дома слева от станции метро, его построят только через четыре года, в 1959.

Ленинград. Метрополитен имени В. И. Ленина. Госфотокомбинат «ЛЕНФОТОХУДОЖНИК». Фото В. Куприянова. 1955 год.


Фотография 1957 года, строительная площадка есть, дома ещё нет.

Перед пуском в 1955 г. метрополитен получил 59 вагонов серии «Г», из которых были сформированы 12 четырёхвагонных составов. С конца 1955 г. Ленинградский метрополитен первым в стране стал получать вагоны новой серии «Д».

Поезда в депо «Автово» 2 октября 1955. Фотографы А. Михайлов, В. Капустин

Строительство наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания» велось на месте снесённой в 1941 году Знаменской церкви. Очень уж это напоминает историю со Спасом-на-Сенной в плане высвобождения места под строительство метро. В дальнейшем дома для строительства вестибюлей сносили, но церкви больше не трогали.


Стройплощадка станции «Площадь Восстания», начало пятидесятых годов. Предположительно, 1949 или 1950. Ещё трамваи на Невском проспекте.


Строительство павильона станции «Площадь Восстания», 1954 год.

Станция «Технологический институт» была построена на месте доходного дома Н. М. Рулёва. Вестибюль станции встроен в здание Управления метрополитена, расположенное на углу Московского и Загородного проспектов и построенное в виде полукруглого монументального трёхэтажного здания мягкого бежевого цвета, фасад которого украшает длинная колоннада высоких полуколонн с каннелюрами. Цоколь здания выполнен из рустованных гранитных блоков.


Строительство станции «Технологический институт», 1954 год. Фотограф Давид Михайлович Трахтенберг.


Сооружение эскалаторного тоннеля, он же наклонный ход, станции «Технологический институт», 1950 год, фотограф Г. Кельх.

В следующий раз мы увидим фотографии второй и третьей линий метро. А вот вам материалы для самостоятельного изучения, использованные в ходе подготовки этого поста:
[Spoiler (click to open)]http://www.kommersant.ru/gallery/2343246#id=946871
http://abali.ru/?tag=1955
http://proezdmetro.ru/245.html
http://e69.livejournal.com/1683.html
http://www.citywalls.ru/house14909.html
http://www.citywalls.ru/house1398.html


Цикл статей о Ленинградском метро:

Сталин на «Нарвской» и не только: как это было. Часть 5.
Невско-Василеостровская линия: проектирование и строительство. Часть 4.
«Невский проспект» и «Гостиный двор»: выходы на Михайловскую улицу и набережную Канала Грибоедова. Часть 3.
От «Фрунзенской» до «Петроградской»: по земле и под землёй. Часть 2.
Первая линия Ленинградского метро: строительство и утраты. Часть 1.
Tags: история, метро, обзор, фото, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →